Похороны по православным обычаям

Святая Церковь с самых первых времен своего существования особо прилежно относится к останкам умерших христиан. По вероучению Церкви, тело человека является храмом бессмертной души, которая в будущей духовной жизни, по слову апостола Павла (1Кор.15:53), благодатью Божией будет преобразовано в нетление и бессмертие. Историческое основание погребения усопших дано в образе погребения Иисуса Христа. По примеру благочестивой древности в настоящее время погребение умерших предваряется совершением различных символических действий.

Подготовка к погребению
Тело умершего христианина родственники омывают водой, это действие совершают с той мыслью, что тело должно предстать Богу в чистоте и непорочности. После омовения тело усопшего одевают в новые или чистые одежды, чем выражается вера в будущее обновление тела по воскресении. При этом в выборе одежды соблюдается соответствие со званием и служением усопшего, так как каждый человек должен будет дать ответ на будущем суде не только по долгу христианскому, но и по долгу служения. Тело умершего священника облачают в священнические одежды, тело военнослужащего одевают в военный мундир. Омытое и облаченное тело полагают на приготовленном столе, а затем полагают во гроб, сверху покрывают саваном (покрывалом для умерших).
Во гробе умерший полагается лицом к небу с закрытыми глазами и сомкнутыми устами, с руками, сложенными на груди крестообразно (правая поверх левой). Лоб умершего украшается венчиком (он дается в храме вместе с разрешительной молитвой), а в руку полагается погребальный крест (он также дается в храме), сверху савана кладется икона Христа Спасителя, если умерший мужчина, и Божией Матери, если умерший женщина. Гроб с усопшим ставится в комнате перед иконами, возле него возжигаются крестообразно свечи или зажигается лампада.

Чтение Псалтири, служение панихиды и литии
В православной Христовой Церкви существует благочестивый обычай чтения Псалтири над телом умершего. Чтение псалмов по умершим есть одно из тех благочестивых установлений Христовой Церкви, которые проистекают из материнских попечений ея о чадах своих, заботливо устрояющей спасение их от рождения до смерти и не оставляющей их после смерти.
Для чтения Псалтыри над умершим родственники усопшего должны обратиться в ближайший храм и пригласить для этой цели человека. Если нет возможности совершить чтение Псалтыри над телом умершего, то Псалтырь можно читать дома перед иконой и возженной лампадой.
До погребения и после него об умерших служатся панихиды и литии.
Под именем панихида разумеется церковная служба, по своему составу представляющая из себя сокращение чина погребения или отпевания.
Лития — усиленное всенародное моление, совершается перед выносом усопшего из дома, по опускании его в могилу, а также после завершения всего чина погребения. Лития также входит в состав чина отпевания и панихиды.

Обряд прощания
По сложившейся практике прощание с умершим происходит следующим образом. Родственники и знакомые, подходя ко гробу, где лежит умерший, осеняют себя крестным знамением и целуют икону, которая должна лежать поверх савана, а затем целуют венчик. После прощания умерший полностью покрывается саваном и священник (если нет священника, то благочестивый мирянин) крестообразно посыпает тело умершего землей (предает тело земле), произнося слова: «Господня земля, и исполнения ея, и вси живущи на ней».

Отпевание и понимовение
Нужно помнить, что погребение умершего без церковного чина отпевания, недопустимо (за исключением самоубийц).
Каждый православный человек должен быть отпет и предан земле на третий день со дня смерти. Как правило, отпевание умершего происходит в церкви. Для этого тело умершего ставится в храме головой к западу, а ногами к востоку. Желательно прощание родственников с ним также произвести в храме, здесь он священником крестообразно посыпается землей и закрывается гробовой крышкой.
Для умерших существуют особые дни поминовения: третий, девятый и сороковой дни со дня смерти, дни ангела, рождения и смерти. В эти памятные дни в храме служатся панихиды об умершем, а дома накрываются поминальные столы. Четыре раза в году совершаются особые заупокойные службы, в родительские субботы и в Великий Пост со второй недели в субботу совершаются также заупокойные службы.
При отпевании умершего, а в некоторых случаях и при совершении панихиды или литии, в память об усопшем ставится на особом столе кутия. Кутия представляет собой сваренные зерна риса или пшена, насыщенные сахаром или медом, украшенные мармеладом. Кутия всегда имеет сладкий и приятный вкус. Семена, приправленные сахаром или медом, означают веру и надежду живых, что усопшая в благочестии душа наследует сладкую, приятную жизнь. Таким образом, кутия — видимое выражение уверенности живых в бессмертии почивших, в их воскресение и их блаженной жизни через Господа Иисуса Христа, даровавшего своим верным чадам воскресение и жизнь вечную.


+7 (4842) 777-999
Россия, г. Калуга, ул. Хрустальная, 10